20.04.2016

В большинстве развитых стран ответы на эти вопросы есть и доступны любому желающему. Ни для кого не секрет, что лидером по объему полиграфического производства является США с годовым оборотом около 150 млрд долл., на втором месте Япония с оборотом более 120 млрд и т. д. За последние пять-семь лет сильно прибавил Китай, который практически удвоил объем производимой им полиграфической продукции с 30 до 60 млрд долл. А на каком месте Россия? Каков объем полиграфического производства у нас? Насколько нам известно, официальных цифр практически нет. Какие-то предположения делает в своих отчетах Комитет по печати, но они базируются на отчетах государственных компаний с введением определенных поправок. К сожалению, официальных цифр по объему полиграфического производства в нашей стране, по всей видимости, не существует. В большинстве стран локальные ассоциации собирают информацию о годовом обороте всех своих членов и получают итоговые цифры. При этом все игроки рынка почти в обязательном порядке состоят в профильных ассоциациях. Достаточно лишь сложить результаты некоторых ассоциаций, и получится необходимая цифра. У нас все не так. Поэтому мы решили попробовать подсчитать объем российского полиграфического рынка и оценить его хотя бы примерно, на уровне больших допущений. Сколько полиграфической продукции (в деньгах) производится у нас: на 100 млн, на 1 млрд, на 10 млрд или, может быть, на 100 млрд долл.? Если опросить ряд экспертов рынка, то, скорее всего, названные ими цифры могут отличаться на порядки. Мы решили применить наши косвенные методы оценки рынка, чтобы получить хоть какую-то цифру, которая будет похожа на правду и не станет отличаться от нее в разы. Подсчеты будут строиться на основании имеющихся у нас объективных данных.

Мы более-менее точно знаем объем потребляемых в нашей стране расходных материалов для полиграфии и на основании этих данных попробуем построить модель полиграфического рынка России. Считать мы будем на основе данных за 2014 г., по нескольким причинам. Во-первых, на момент написания статьи данные за 2015 г. еще не полностью подсчитаны, и хотя общее понимание уже есть, но, к сожалению, считать рынок по данным 2015 г. затруднительно из-за сложного поведения курса рубля по отношению к основным валютам, что не позволяет аккуратно пересчитывать рубли в валюту. Ну а во-вторых, поскольку все расходные материалы в нашей стране зарубежного производства и приобретаются за валюту, нужно было бы вести динамические подсчеты, каждый раз учитывая курс на данный период. Но у нас нет четкого разделения потребления материалов по времени, поэтому от таких подсчетов мы отказались. 2014 г. в этом отношении более стабилен, и подсчеты вести проще.

Мы попробуем разделить весь полиграфический рынок России на три большие группы по способу печати. Есть большой объем офсетной печати, есть вполне приличный объем флексографской печати и еще небольшой объем цифровой печати. Прочие виды печати: глубокую печать, трафарет, тампонную печать и т. д. — отдельно подсчитать сложно, но их объемы в нашей стране не так велики, поэтому мы их просто в конце количественно учтем.

Офсет

По нашим данным, в 2014 г. в России было изготовлено около 10,5 млн м2 офсетных форм. Для простоты подсчетов переведем это значение в число среднестатистических цветных приладок типовой печатной машины формата 100х70. Разумеется, в России есть машины и других форматов, но в данном случае это не так важно, поскольку подсчеты мы будем вести на основании типовой приладки, цена которой фиксирована. Соответственно, пересчет на приладку меньшего формата приведет к меньшей цене за одну приладку, но к пропорционально большему их числу. Так что подсчет на основании типовой приладки машины формата B1 будет вполне показательным. Имея также данные по объему потребленной офсетной краски, можно грубо подсчитать отпечатанные тиражи.

Среднестатистическое количество краски, уходящее на 1000 средних цветных оттисков формата 60х90 (именно на такой бумаге чаще всего печатают), известно, и, следовательно, исходя из этого, можно подсчитать совокупный тираж в 2014 г. Получаем следующие результаты: исходя из того, что всего в 2014 г. в Росси израсходовано 10,5 млн м2 офсетных пластин, общее число цветных приладок по России за 2014 г. прикидочно составит около 3,5 млн для всех типографий.

Примем, что средняя цена приладки такого формата составляет ориентировочно 150 долл. (в эту же цену входит и печать всех тиражей менее 1000 экз.). Таким образом, все приладки, осуществленные в России в 2014 г., дают типографиям финансовые поступления в объеме около 525 млн долл. 16,5 млн кг краски, израсходованные в России в 2014 г., дают нам около 23 млрд листов-оттисков, отпечатанных за год. В эту цифру входят и дорогие офсетные оттиски на упаковочном картоне, и дешевые оттиски на газетной бумаге. Четко их разделить довольно сложно (мы этим займемся в следующий раз), но сейчас примем, что среднестатистический листопрогон стоит 0,03 долл., и таким образом, общее число листопрогонов дает нам суммарный доход типографий в объеме 700 млн долл., но с учетом того, что на малых тиражах стоимость листопрогонов входит в цену приладки, от этой суммы нужно отнять около 3,5 млрд оттисков, или около 70 млн долл. Таким образом, общий объем офсетной печати в России дает типографиям страны около 630 млн долл. за счет листопрогонов.

Но, как показывает практика, суммарная стоимость заказа определяется укрупнено, на базе стоимости работ и запечатываемого материала. Как мы уже прикинули, общий объем оттисков в России составляет примерно 23 млрд листов формата 60×90. Печатают типографии на самых разных материалах: и на тонкой газетной бумаге, и на толстом картоне, — и цена этих материалов существенно отличается. За некую среднюю величину предлагается принять мелованную бумагу с массой квадратного метра 90 г. Таким образом мы учтем и существенно более дорогую бумагу, и картон для упаковки, и газетную бумагу. Те самые 23 млрд условных листов дают нам общие траты на запечатываемые материалы около 1,6 млрд долл. Это косвенно подтверждается фактом, что уже давно принято: в себестоимости полиграфической продукции бумага в среднем составляет 60–65%. В нашем примере общие доходы типографии за ее работу составляют около 1,2 млрд долл., а затраты на запечатываемые материалы 1,6 млрд долл. (таким образом, получается, что доля бумаги около 60%, то есть мы пока не сильно ошибаемся). Таким образом, вся офсетная печать в России давала оборот отрасли в 2014 г. в пределах 2,8 млрд долл.

Флексография

Здесь ситуация существенно отличается. Общее число формных материалов для флексографии, потребленных в России, составляет примерно 350 тыс. м2. С учетом того, что флексография в целом более малоформатная печать, чем офсет, примем условно, что это дает нам всего 300 тыс. приладок. Но цена форм существенно дороже, чем в офсете, да и сама приладка, как правило, дольше и дороже. С учетом этих факторов получаем, что на приладках типографии заработают около 70 млн долл., затраты на формы составят около 150 млн долл. Любопытно, что несмотря на существенное меньшее количество заказов во флексографии общее количество краски, потребленное в этом способе печати, примерно такое же, как и в офсете, — 15 млн кг. Это говорит о том, что во флексографии средние тиражи существенно больше. И хотя за счет меньшего в среднем формата цена одного условного прогона несколько меньше (примем ее равной 0,02 долл.), существенно большие тиражи дают нам очень приличный объем денег, которые типографии получают от флексографской печати.

Прикидочный расчет дает обобщенный тираж флексографской печати около 25 млрд оттисков условного формата (принят в среднем 0,3 м2), и доходы от него составят около 500 млн долл. А вот с запечатываемыми материалами ситуация сложная. Флексография печатает на самых разных материалах, среди которых и полимеры, и самоклеящиеся материалы, и ламинаты, и, разумеется, бумага и картон. В среднем материалы существенно дороже бумаги, но насколько, сказать сложно, поскольку нужно иметь распределение по материалам (каких и сколько запечатывалось), чего у нас нет (да и вряд ли у кого-то есть). Но если для прикидочного расчета взять цену на материалы в 2 раза больше, чем у офсета, то получим, что на материал флексография тратит никак не меньше 1,2 млрд долл. Таким образом, вся флексография дает в общий оборот российский полиграфии около 1,9 млрд долл.

Цифровая печать

Этот вид печати подсчитать наиболее сложно, поскольку он используется и в офисных условиях, и на полиграфическом производстве, а также является частью других отраслей промышленности. И все же для получения общей «картины мира» ее долю нужно хотя бы прикинуть. Известно, что в России работает около 1 тыс. цифровых печатных машин, которые можно считать пригодными для использования в полиграфии. Какое их количество реально в ней используется, неизвестно, но примем для простоты, что все, поскольку даже если они работают в какой-либо другой промышленности, то все равно они создают определенный объем печати, и если бы он не изготавливался на этих машинах, эти заказы размещались бы в каких-то типографиях. 

Так вот, средняя загрузка машин очень разная, так же как и средняя цена оттиска. Есть машины высокопроизводительные, с месячной загрузкой до полумиллиона типовых форматов, есть и существенно менее производительные. При этом маломощных машин на рынке больше, чем высокопроизводительных, поэтому примем, что их средняя загрузка составляет 100 тыс. типовых оттисков. Под типовым оттиском будем понимать цветной оттиск формата А4. Понятно, что есть немало и черно-белых машин, но их производительность существенно больше, и они просто отпечатают в четыре раза больше черно-белых оттисков того же формата. Таким образом, все цифровые машины отпечатают за год около 1,2 млрд цветных типовых оттисков. Стоимость типового отпечатка существенно отличается в разных типографиях, но если попытаться ее усреднить, то получится около 20 руб. за отпечаток или, по курсу 2014 г., примерно 0,6 долл. Таким образом, общий объем печати, создаваемый всеми цифровыми типографиями в России, составляет около 800 млн долл.

Прочие виды печати

Их, как мы уже говорили, подсчитать очень сложно. Но нам кажется, что всех остальных видов печати в нашей стране относительно немного. Глубокой печати у нас почти нет. Есть буквально штучное количество печатных машин, используемых для печати той же гибкой упаковки. В этой связи объем глубокой печати вряд ли составит более 5% печати упаковки, или, в нашем случае, не более 100 млн долл. Трафаретная печать, хотя и дорогая сама по себе, очень медленная и малопроизводительная, поэтому существенного влияния на общий объем рынка не оказывает, тем более что отдельного трафаретного производства в нашей стране совсем мало, а те мощности, что существуют в офсетных типографиях, обычно используются для декорирования уже существующих оттисков и, следовательно, существенно на рынок не влияют. Поэтому ее объем можно условно принять таким же, как и у глубокой печати (впрочем, трафарета больше, поэтому добавим 200 млн). Прочие виды печати вообще находятся на уровне погрешности, и учитывать их не имеет смысла.

Прочие доходы типографий

На самом деле типографии зарабатывают деньги не только за счет собственно печати. Есть различные послепечатные процессы, за которые клиенты также платят и которые у разных видов продукции разные. У газет, например, их совсем нет, а у книг они весьма существенны. Чтобы как-то учесть все послепечатные процессы в полиграфии, их проще всего считать процентом от общих затрат на офсетную печать. Если принять их в объеме 15–20% от всего объема офсетного производства, то получим, что оборот типографий от послепечатных и отделочных процессов составляет в России около 550 млн долл.

Таким образом, если сложить все виды печатных производств, работающих в России, то получится, что весь объем печати в нашей стране в валютном эквиваленте составит не более 6,5 млрд долл. По сравнению с мировыми лидерами совсем немного, но все же это какой-то объем, который кормит отрасль. И этот объем мы получили на основании более-менее объективных данных, имеющихся у нас. С учетом несовершенства методики мы бы предположили, что рынок России находится в пределах 6–7 млрд долл. Точность наших подсчетов, конечно, невысока, но мы, скорее всего, ошибаемся не в разы!       

Источник: Printdaily.ru

Написал:   Александр Амангельдыев